VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экономическое содержание НДФЛ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000534
Тема: Экономическое содержание НДФЛ
Содержание
Введение
           Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.
           Важнейшим принципом ныне действующей системы НДФЛ является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика.
             Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения НДФЛ служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.  Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от местного до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов. По продуктивности НДФЛ является  самым перспективным. Если учитывать равные условия, то этот налог легче других налогов контролируется налоговыми органами. И недобросовестным налогоплательщикам от его уплаты сложнее уклониться. В НДФЛ наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени. Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
           Все вышесказанное определило актуальность темы данной работы и необходимость планирования и прогнозирования НДФЛ.
Целью курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты планирования и прогнозирования НДФЛ, а также проанализировать  динамику поступления НДФЛ в бюджет  на примере Хабаровского края.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и последовательно решены следующие задачи:
1) Раскрыть экономическое содержание НДФЛ.
2) Выделить законодательно-правовые нормы, которые регулируют учет расчетов с бюджетом по налогам на доходы физических лиц.
3) Выяснить, как происходит прогнозирование и планирование НДФЛ в бюджет.
4) Провести анализ динамики прогнозирования НДФЛ в бюджет на примере Хабаровского края.
5) Раскрыть методы, которые применяются при планировании и прогнозировании НДФЛ.

Объект исследования: теоретические подходы и методы планирования и прогнозирования  налога на доходы физических лиц.
Предмет исследования: налоговая система, осуществляющая планирование налога на доходы физических лиц





1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования налога на доходы физических лиц.
1.1 Экономическое содержание НДФЛ
        Налог на доходы физических лиц является центральным в системе налогообложения физических лиц, а в развитых западных странах является важнейшим и основным источником пополнения государственного бюджета. НДФЛ является федеральным налогом. Фактически он зачисляется в региональные и местные бюджеты. «Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации налог зачисляется в бюджет субъекта по нормативу 85%, в бюджеты поселений по нормативу 10%, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 5% и в бюджеты городских округов по нормативу 15%.».[1] Помимо предусмотренных нормативов отчислений органы государственной власти субъекта могут устанавливать единые нормативы отчислений от НДФЛ в местные бюджеты, а также дополнительные нормативы отчислений. Доля налога в бюджетах субъектов и местных бюджетов меняется из года в год: в бюджеты субъектов Федерации от 18,8% (2013г.) до 23,6% (2009г.); в местные бюджеты от 19,7% (2011г.) до 20,9% (2012г.).Приложение 1.
            В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налога на доходы физических лиц является одним из важнейших экономических регуляторов. Эффективное функционирование всего народного хозяйства зависит от  того, насколько правильно построена система взимания налога на доходы физических лиц. При рассмотрении вопросов по налоговому реформированию  налог на доходы физических лиц является главным предметом дискуссий. Сегодня перед Россией стоит задача преобразовать свою экономику, перевести ее на новые рельсы и продвинуться на пути экономического развития в направлении достижения благосостояния каждого гражданина. И, конечно, основной задачей  является рациональное подоходное налогообложение физических лиц. Необходимо отметить то, что это налогообложение наиболее приближается к социально-ориентированной товарно-денежной экономике.
           «Налог на доходы физических лиц занимает центральное место в налогах, взимаемых с физических лиц, но так было не всегда. Если рассматривать с исторической точки зрения, то первыми возникли имущественные налоги. Это -  поземельный, подомовой налог, в который входили  налоги на различные виды имущества.  Они не затрагивали социальный статус налогоплательщика. Значимость налога на доходы физических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений. Все мы знаем о существовании принципа справедливости. Вот налог на доходы с физических лиц наиболее полно отвечает этому принципу. Кто имеет доход, тот его и выплачивает. Кроме того, источник уплаты налога и объект налогообложения совпадают, в отличие от имущественных налогов.»[3] 
            В настоящее время порядок его исчисления и уплаты определяется главой 23 НК РФ. « Налог на доходы физических лиц — это прямой, федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 23 части второй НК РФ
       Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются:
1.Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
2. физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
         Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
- от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
- от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.» [2]
           Сравнивая зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и российский, следует упомянуть о высокой доли НДФЛ в доходах бюджета развитых стран. Но надо отметить, что ориентироваться  в России на доходы физических лиц за рубежом нельзя, т.к. средняя заработная плата в развитых странах на порядок выше, чем в России, и поэтому платежи по НДФЛ то же намного выше.
       «Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Чтобы достигнуть этой цели вводятся:
*вводится единая ставка НДФЛ, 
*вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, 
*особый порядок  предоставления вычетов. 
Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.»[4]
        Таким образом, стоит отметить, что при низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Из-за того, что у нас не создано четкой правовой базы трудно оценить размеры  других видов доходов. Для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом, требуется определенное время.  Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы — не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами — земельным, налогом на имущество, налогами на наследство и дарение, и т.п.
 



2. Анализ динамики и методы прогнозирования налога на доходы физических лиц
2.1.  Прогнозирование и планирование НДФЛ
    Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных институтов, так и с позиций налогоплательщика.
Налоговое прогнозирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований. Оно рассчитано  на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектом федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.
      В то же время налоговое прогнозирование строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей, таких, как 
*прирост (снижение) ВВП, 
*прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и рядом других, 
* показателями развития экономики субъектов РФ. 
Эти показатели разрабатываются центральными экономическими ведомствами: Минэкономразвития, Минфином, Центральным банком, Госкомстатом, а также уполномоченными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Указанные экономические органы ориентированы на максимально высокий уровень их поступления. Это учитывается при прогнозе поступлений.  Все это  связано с постоянно растущими потребностями государства, вызванными как объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся: необходимость развития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение жизненного уровня населения и некоторые другие. Субъективные причины связаны с естественной потребностью органов управления, а также соответствующих ведомств иметь более высокие финансовые возможности. С увеличением потребностей в расходах и ориентирование на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения. 
во-первых, наблюдается экономический рост хозяйства и его отдельных отраслей, повышается  эффективность экономики, 
во-вторых, учитывая  уровень налоговых изъятий, их предел мы можем наблюдать тот факт, когда налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но могут привести к свертыванию предпринимательской деятельности, учитывая определенные условия. Поэтому в процессе налогового прогнозирования все эти факторы должны непременно учитываться.
      Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое прогнозирование. 
       Оперативное налоговое прогнозирование осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц или квартал. Такое прогнозирование обеспечивает реальную оценку поступления налогов на ближайшее время. Оно   определяет лимит финансирования (в рамках утвержденного бюджета)  Оперативное налоговое прогнозирование решает вопросы подготовки аналитических материалов, которые необходимы  для осуществления краткосрочного налогового прогнозирования. В процессе прогнозирования могут  появиться позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета.  Определится уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки. Необходимо отметить, что фундамент будущих предложений по совершенствованию налогового законодательства закладывается в процессе оперативного прогнозирования 
      Главной основой для составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год,  служит      краткосрочное налоговое прогнозирование.  Главными для него, являются показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономразвития России, а также анализа налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное прогнозирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами (по региональным и местным бюджетам).  Данный процесс происходит при  непосредственном участии налоговой службы и других экономических органов.  К ним можно отнести соответствующие  департаменты  управлений экономики в регионах.
Участие налоговых органов в этом процессе определяется наличием у них квалифицированного анализа поступлений налогов за истекший период времени, знания оперативной обстановки на местах с позиций влияния действующей налоговой системы на экономику конкретных налогоплательщиков и уровень налоговых изъятий. Кроме того, налоговые органы, на которые возложена задача не только контроля за соблюдением налогового законодательства, но и обеспечения исполнения предусмотренных в бюджете налоговых поступлений, заинтересованы в реальности предусматриваемых в налоговом прогнозировании сумм, их соответствии действующему налоговому законодательству и экономическим показателям развития экономики. Участие Минэкономразвития России обусловлено низложенными на него функциями народнохозяйственного прогнозирования, в том числе финансового.
Процесс краткосрочного прогнозирования состоит из ряда взаимосвязанных последовательных и практических действий экономических ведомств.
       Во-первых, осуществляется детальный анализ положительных и негативных сторон действующего на момент составления прогноза налогового законодательства, как в целом, так и по отдельным видам налогов.
      Во-вторых, разрабатываются предложения по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию негативных элементов, расширение налогооблагаемой базы, повышение стимулирующей роли налогов и увеличение на той основе доходов бюджетов всех уровней.
     В-третьих, анализируются народнохозяйственные факторы, позитивно или негативно влиявшие на поступление налогов в текущем году, и разрабатываются меры, но устранению негативных факторов и укреплению позитивных тенденций.
      В-четвертых, на основе проведенного анализа хода поступлений по каждому виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетом предстоящих изменений налогового законодательства и всех факторов изменения экономических показателей на предстоящий год рассчитывается сумма поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений. При этом в расчетах необходимо учитывать и возможные вероятностные отклонения в предстоящем году важнейших социально экономических показателей, а также влияние политической обстановки в обществе.
       В-пятых, проектировки налоговых поступлений в составе бюджета совместно с показателями прогноза социально-экономического развития страны и каждого субъекта Федерации на предстоящий год и проектами законодательных актов об изменениях и дополнениях в налоговое законодательство рассматриваются сначала в органах исполнительной власти, а после одобрения представляются в органы законодательной власти.       В законодательных органах власти все эти документы детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимые изменения и дополнения, а затем они утверждаются в форме соответствующего закона.
Прогнозные налоговые показатели в целом, но соответствующему бюджету (федеральному, региональному, местному), а также по отдельным видам налогов включаются в его доходную часть и утверждаются в виде статей закона о бюджете. Исходя из определенных законом поступлений налоговых платежей,  устанавливается расходная часть бюджета с распределением бюджетных ассигнований по соответствующим министерствам, ведомствам, территориям и государственным программам, а также по отдельным статьям расходов.
        Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две составляющие единого процесса текущего прогнозирования. В процессе его осуществления решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового прогнозирования. 
        И текущее, и перспективное прогнозирование одновременно базируются па прогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служат основой для определения главных характеристик прогноза. В частности, от собираемости и размеров поступлений налогов зависят возможности государственных инвестиций в планируемый период, а, следовательно, и темпы развития экономики. И перспективном прогнозировании зависимость прогноза социально экономического развития страны от величины налогов значительно больше. Налоговое прогнозирование используется здесь как метод экономического предвидения. При этом текущее налоговое прогнозирование служит основой для выработки стратегии налогового прогнозирования на длительную перспективу.
В ходе перспективного налогового планирования определяется налоговая составляющая финансовых ресурсов государства на ближайшую и длительную перспективу для составления сводного финансового баланса.
Тенденция движения сумм налоговых платежей на перспективу характеризует позитивные и негативные моменты проводимой экономической политики государства. Тем самым перспективное налоговое планирование не только сигнализирует о необходимости внесения изменений в экономическую, финансовую и налоговую политику, но и позволяет выработать направление этих изменений.
Существенное значение имеет перспективное налоговое направление для выработанной долгосрочной программы развития экономики страны. Это связано с тем, что по результатам планирования определяются финансовые возможности государства для направления ресурсов на экономическое развитие.
В России перспективное налоговое прогнозирование не получило достаточно полного развития и является составной частью социально экономического прогноза на средне- и долгосрочную перспективу, разрабатываемого в основном на федеральном уровне Минэкономразвития России.
Налоговое прогнозирование должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства. В его процессе Минфин России, в частности, принимает решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также сокращения расходов государства в тех случаях, когда возможности сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны. В связи с этим одновременно с внесением или до внесения в законодательные органы проекта федерального бюджета на предстоящий год Правительство РФ направляет проекты соответствующих законов об изменениях и дополнениях в действующее законодательство о налогах.
Полностью такие же процессы проходят в субъектах РФ при составлении и утверждении региональных и местных бюджетов в части региональных и местных налогов и сборов.
Кроме того, в процессе налогового прогнозирования разрабатываются меры по совершенствованию контрольной работы налоговых органов, а также по улучшению внешнеэкономической обстановки в стране и регионах и созданию необходимых условий для предпринимательства, которые являются основой для планирования дополнительных поступлений налогов за счет их лучшей собираемости.
Разрабатываются предложения по уточнению и дополнению действующего законодательства, а также нормативных актов Президента и Правительства РФ в части взаимоотношений хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. В частности, эти предложения направлены на сокращение взаимной задолженности предприятий друг другу и банкам, создание необходимых гарантий населению и предприятиям по размещению их свободных средств в банковских и других кредитных учреждениях, а также на решение других задач, способствующих устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходов бюджетов всех уровней.
Процесс налогового прогнозирования на государственном уровне — это не механическое определение размера предстоящих поступлений в бюджеты соответствующих органов власти, а творческий процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу. Прогнозирование налоговых поступлений — сложная и ответственная работа, требующая серьезного анализа происходящих в стране и регионах социальных, экономических и политических процессов, перспектив и тенденций их развития, а также глубоких познаний в области налогового законодательства. Только в этом случае, возможно, реально оценить размеры поступлений налогов в предстоящий период и обеспечить на этой основе своевременное и качественное составление и утверждение бюджетов всех уровней.
Указанная работа проводится в процессе налогового прогнозирования на федеральном уровне, в частности специалистами Минфина и Минэкономразвития России, отраслевых министерств и ведомств. Особая роль в этом отводится органам МНС России, специалисты которого непосредственно отвечают за полноту поступлений налогов в бюджеты всех уровней и поэтому непосредственно заинтересованы в объективности предусматриваемых в проектах бюджетов размеров проектируемых налогов, как в целом, так и по основным их видам.
Кроме указанных государственных и муниципальных органов к налоговому прогнозированию привлекаются также научные организации, коллективы ученых и практики, общественные организации, призванные защищать права налогоплательщиков, что связано с необходимостью широкой общественной поддержки предлагаемых мер по изменению и дополнению действующего налогового законодательства, использования их знаний и опыта, а также их заинтересованности в совершенствовании налогового законодательства.
Налоговое прогнозирование базируется на общеэкономических методах: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и др. При этом выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога.
Непременный элемент налогового прогнозирования — экономический анализ поступлений налогов, как в целом, так и по их отдельным видам, предметом которого являются не только суммы поступивших налогов и их динамика. Более важно проанализировать тенденции в развитии налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов, а также структуру налогоплательщиков. При этом следует иметь в виду, что для каждого налога существуют свои, особенные элементы налогооблагаемой базы и ее определяющих показателей, но отдельные элементы налогооблагаемой базы присущи сразу двум или нескольким видам налогов.
Если взять налог на прибыль, то здесь главными, определяющими являются такие показатели, как динамика объема производства важнейших отраслей народ кого хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль.
По налогу на доходы физических лиц налогооблагаемая база складывается из следующих показателей: 
*фонда оплаты труда, 
*действующего и проектируемого уровня минимальной оплаты труда, *численности работающих, 
*уровня средней заработной платы, 
*демографических изменений в целом по стране и по отдельным регионам (в основном северным и приравненным к ним).
Только при анализе этих показателей можно определить базу обложения, необлагаемый минимум, льготируемые выплаты, среднюю ставку и на основе этого — общую сумму налога на предстоящий период.
Налоговое прогнозирование базируется на факторном анализе динамики и тенденций налогооблагаемой базы в целом и отдельных элементов, ее составляющих.
Изменения, происходящие в экономике страны, выход ее из кризиса, решение проблем неплатежей бюджету и хозяйствующих субъектов друг другу предопределяют и возможности уточнения акцентов в оценке факторов, влияющих на налогооблагаемую базу, появления других ее элементов и характеристик.
Принятие Налогового кодекса РФ в существенной мере сняло ряд серьезнейших проблем, ранее стоявших перед налогоплательщиками. В частности противоречивость налогового законодательства, множественность нормативных документов в области налогов и бухгалтерского учета, чрезмерную ответственность за любое, даже непредумышленное, нарушение налогового законодательства, наличие у налоговых органов огромных прав при почти полном отсутствии обязательств и ответственности перед налогоплательщиком за свои действия. Вместе с тем, решив эти и ряд других проблем, Налоговый кодекс не в силах ликвидировать субъективизм налоговых органов при рассмотрении и принятии решений в области налогового обложения. Осталась и еще одна немаловажная проблема — длительность рассмотрения жалоб налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах. По этой причине, а также из-за чрезмерной тяжести налогового бремени предпринимательская деятельность в России продолжает оставаться достаточно рискованной и осуществляется без достаточных гарантий. Поэтому для предприятия необходимо не только знать размер предстоящих налоговых обязательств, но и сделать все от него зависящее, чтобы на законных основаниях оптимизировать свои обязательные взносы в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
При этом под оптимизацией понимается не только минимизация платежей, но и правильное разнесение их по срокам.
Наиболее удобным является перенос налоговых платежей на дату соответствующих поступлений на счет предприятия.
В отличие от избежания налогообложения или уклонения от уплаты налогов налоговое прогнозирование подразумевает не просто минимизацию налоговых платежей, но и использование предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот и вычетов.
Умелое пользование предусмотренными налоговым законодательством льготами и вычетами подразумевает не только хорошее знание прав налогоплательщика в этой области, но и рациональное пользование ими. Поэтому налоговым прогнозированием зачастую занимается не только сам налогоплательщик, но и привлекаемые им для этих целей аудиторские и другие подобные фирмы. Они должны совместными усилиями вырабатывать экономически грамотную, честную в правовом отношении стратегию и тактику налогового прогнозирования.
Один из важнейших путей решения задач налогового прогнозирования — строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Законопослушный налогоплательщик, даже в условиях достаточно высокого уровня налогового пресса, зачастую имеет возможность минимизировать свои платежи государству по сравнению с налогоплательщиком, нарушающим налоговое законодательство. Это связано с предусмотренными Налоговым кодексом штрафными санкциями за укрывательство от налогообложения, которые уплачиваются сверх укрытого налога. Подобные шаги налогоплательщика могут привести не только к резкому ухудшению его финансово-хозяйственной деятельности, но и к банкротству. Вместе с тем строгое соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного ведения на предприятии бухгалтерского и налогового учета и отчетности, выполнения всех нормативных документов по налогообложению и бухгалтерскому учету.
Таким образом, налоговое прогнозирование на государственном уровне и на уровне налогоплательщика, представляя собой, процесс определения налоговых сумм, различается в части интересов государства и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше средств для выполнения возложенных на него функций, но это стремление упирается в возможности налогоплательщика заплатить требуемую государством сумму. Налогоплательщик стремится к всемерной минимизации своих обязательств перед государством, используя все предоставленные ему действующим законодательством права и возможности, а иногда и переходя за рамки закона.
Поэтому в процессе бюджетного прогнозирования происходит поиск оптимального уровня налогообложения, отвечающего интересам обеих сторон и способствующего достижению необходимого баланса их финансовых возможностей. 




















2.2. Методы, используемые при прогнозировании и планировании НДФЛ  
      В связи с тем, что в реальности невозможно разделить на отдельные этапы прогнозирование и планирование, т. к. это взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы, то не представляется строго разграничить и методы налогового прогнозирования и планирования. Практически каждый из представленных ниже методов в равной степени применим и в рамках прогнозирования, и в рамках планирования.
         Среди методов, способствующих мобилизации налогов и сборов в бюджет, можно выделить, такие как повышение эффективности использования налогового потенциала, разработка современных методов прогноза, метод тренда, создание методик планирования поступления налогов в бюджет.
        Важнейшим элементом мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему является государственное налоговое планирование. Необходимо выделить ряд элементов предшествующих составлению плана по мобилизации налогов в бюджет.
    Первый элемент оценка налогового потенциала. Она характеризует налогооблагаемые ресурсы регионов. Адекватная оценка потенциала позволяет ликвидировать «несправедливые» финансово-бюджетные отношения между разными уровнями власти и решить вопросы заинтересованности местных органов власти в увеличении налогового потенциала.
        Второй элемент - прогноз. Это направление, основанное на системе установления причинно-следственных связей и закономерностей выявление состояний и вероятных путей развития явлений и процессов. Прогноз в сфере налогообложения предполагает оценку показателей, характеризующих поступление налогов и сборов в будущем. Изучение трендов или «следов» сбора налогов за предыдущие периоды позволяет строить прогнозы, как на долговременный или текущий период.
        Третий элемент - государственное налоговое планирование. Его основой является анализ мобилизации налоговых доходов в бюджет. Мобилизация - это приведение объекта налогообложения в активное состояние, сосредоточение сил и средств ради достижения определенной цели. Мобилизация налогов в бюджет является концентрацией сил и средств налоговых органов на сборе налогов. Основой эффективной мобилизации является информированность о потенциале налоговой системы.
         Основой методов анализа налогового планирования является экономика. Экономико-статистический анализ исследует темпы мобилизации доходов и эффективность налогового контроля. В его «среде» производят сравнение установленного налоговыми администраторами задания и фактическое поступления налогов. А именно, выявляют эффективность налогового планирования. Анализ производится по территориальным единицам разного таксономического уровня, видам налогов и сборов, исследователи ведут наблюдение за динамическими структурными рядами. В более широком смысле налоговые поступления бюджетную систему должны включать формы и способы ухода от налогообложения, изучение форм налоговых преступлений и правонарушений и систематизацию их.
          Анализ налогового планирования в России строится на системе информации. Информационная составляющая представлена в налоговых органах налоговой отчетностью. Вместе с тем специалисты налоговых органов утверждают, что анализ отчетности не дает возможности точно оценить поступление налогов и сборов в бюджетную систему, несмотря на сотни видов налоговой отчетности. Они отмечают, что налоговая система не изолирована и на нее действуют внешние финансовые и экономические факторы. В процессе планирования активно используют показатель ВВП (валовой внутренний продукт), а регионы ВРП (валовой региональный продукт), данные об объеме промышленного производства, инфляции и многие другие факторы.
        Исследование поступления налогов и сборов, как правило, начинаются с анализа общеэкономических процессов. Считается что, между ВВП и налоговой базой существует устойчивая корреляция. Влияние ВВП и экономики на мобилизацию налогов имеет постоянный временной лаг. Процессы в экономике часто опережают поступление налогов в бюджет, так как налогоплательщики уплачивают налоги по результатам фактической деятельности в соответствии законодательно закрепленными сроками уплаты налогов.
       Наиболее простым методом при планировании и прогнозировании НДФЛ  является метод тренда, т. е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. Этот метод основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализе тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д. При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимых условиях. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.
       Следующим, более сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, который исходит из экспертных расчетов возможного поступления конкретных налогов и сборов. Экспертный метод включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.
     Таким образом, исходной составляющей налогового планирования и прогнозирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне, так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. Региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.
     При планировании и прогнозировании  поступлений по важнейшим налогам и сборам, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.
















2.3 Анализ динамики поступления НДФЛ в бюджет  на примере Хабаровского края.
         НДФЛ относится к федеральным налогам, то есть действующим на всей территории Российской Федерации. «По общему правилу в соответствии с Бюджетным кодексом РФ 85 % доходов от данного налога подлежит зачислению в бюджет субъектов РФ, 15 % поступлений по данному налогу подлежат зачислению в доходы местных бюджетов.»[1] Основная ставка НДФЛ, в соответствии с гл. 23 НК РФ, с 2001 г. устанавливалась пропорциональная 13 %.
     Налоговыми органами края на постоянной основе проводится анализ и мониторинг поступлений налога на доходы физических лиц.  «В соответствии с Уставом Хабаровского края в бюджетную систему Хабаровского края как самостоятельные части включаются: краевой бюджет Хабаровско.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44